Сюрреализм


Tristan Tzara, Paul Eluard, Andre Breton, Hans Arp, Salvador Dalí, Yves Tanguy, Max Ernst, Rene Crevel, Man Ray, Paris, 1933
Tristan Tzara, Paul Eluard, Andre Breton, Hans Arp, Salvador Dalí, Yves Tanguy, Max Ernst, Rene Crevel, Man Ray, Paris, 1933

 

 

 

   Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, философии и культуре.

   Концептуальные предшественники - дадаизм и метафизическая живопись.

   Корнями сюрреализм уходит в творчество художников, поэтов предшествующих эпох: итальянца Джуззеппе Арчимбольдо, французов Лотреамона, Жана-Артюра Рембо.

   Серьёзное влияние на творческие поиски сюрреалистов оказали работы немецкого психиатра Ханса Принцхорна "Художественное творчество душевнобольных" (1920 г.) и швейцарского психотерапевта Вальтера Моргенталера "Душевнобольной как художник" (1921 г.).  

 

     "Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить."

    Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагают абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреализм сложился под большим влиянием теории психоанализа Фрейда.

Первейшей целью сюрреалистов является духовное возвышение и отделение духа от материального. Важнейшие ценности - свобода и иррациональность.

     Ставка на активность субъекта при параноидально-критической деятельности (30-е годы) означает выдвижение сюрреалистами на первый план игрового начала. Один из самых значимых постулатов: писательский труд становится близким к игре.


Первые акции - ещё на территории Дада (реконструкция)

Шутовской суд над Морисом Барре, фотография, 13 Мая 1921. Слева направо: Луи Арагон, неопознанная личность, Андре Бретон, Тристан Тцара, Филипп Супо, Теодор Френкель, кукла, изображающая Барре, Жорж Римбон-Дессень, Бенжамин Пере и другие дадаисты

     Началом сюрреалистического движения считается создание в 1919 году журнала "Литтератюр" под руководством поэтов Бретона, Арагона и Супо. Журнал выходил двумя сериями. Первая - 20 номеров - с марта 1919 по август 1921. В первом номере театральная тема - одна из основных. В том же 1919 году в этом журнале печатаются тексты, созданные методом автоматического письма. Вторая серия - 13 номеров - с марта 1922 по июнь 1924. В третьем номере были опубликованы пьесы итальянских футуристов (Ф.Т. Маринетти, Ф. Канджулло и Дж. Кальдероне), демонстрирующие новую эстетику - эстетику удивления (короткие пьесы с характерным алогизмом и бессвязностью реплик), - синтетический театр, близкий по духу сюрреалистам.

      В начале января 1919 года после переписки с Бретоном в Париж из Цюриха приезжает Тцара, вождь дадаистского движения. С этого момента группа Бретона увлекается дадаизмом. В Париже проходят эпатажные выступления.

     В 1922 году, благодаря инициативе Рене Кревеля, начинается серия творческих экспериментов в состоянии гипнотического сна - так начинается "эпидемия сновидений", которая продлится почти два года. В записях сновидений обнаруживались удивительные поэтические образы, особенно сильные у Робера Десноса.

          

     В 1924 году выходит в свет первый "Манифест сюрреализма" и первый номер журнала "Револьюсьюн cюрреалист"  ("Сюрреалистическая революция", 1924-1929).

    С 1930 г. по 1933 г. выходит журнал "Сюрреализм на службе революции".  

    В том же году Иван Голль вместе с Пьером Альбер-Биро создают собственную сюрреалистическую группу "эфемерное движение".

"Принципиальное отличие двух "сюрреализмов" состоит в отношении к психиатрии: прежде всего к психоанализу Фрейда и теории "психологического автоматизма" Пьера Жане". (Е. Гальцова)

   В 1929 году выходит в свет "Второй манифест сюрреализма".

   Новые тенденции в понимании театра наметил искусствоведческий журнал "Минотавр" (1933-1939). Благодаря статьям Мориса Эна он отметился особым пристрастием к творчеству Д.-А.-Ф. де Сада. В частности, заметный интерес вызвала публикация текста на садистские мотивы - "Посмотрите на антропокластический ад" (1936).

   С 1929 по 1930 г.г. выходил близкий ему по духу журнал Жоржа Батая (главного интеллектуального соперника А. Бретона) "Документы", объеденивший сюрреалистов-раскольников.

 

      В первом номере журнала "Сюрреализм на службе революции" (1930) Сальводор Дали напечатал статью "Гнилой осёл", которая наряду с книгой "Видимая женщины" (1930) стала теоретическим обоснованием параноидально-критического метода.

     Из других журналов следует отметить "Фазы", издававшийся Эдуардом Жагером, в котором публиковались (1961-1964 г.г.) пьесы молодых драматургов-сюрреалистов Робера Бенаюна, Родована Ившика, Леоноры Кэррингтон, британский андерграудный журнал 1960-х годов "Oz", а также "Аршибра", "Купюр", "Бюллетень сюрреалистической связи".

   

     Первая выставка сюрреалистов в галерее Пьера Льоба (Париж, 1925).

     Международная выставка сюрреалистов в Праге (1935).

     Выставка сюрреалистов на Тенерифе (1935).

     Международная выставка сюрреалистов в Лондоне (1936).

     Международные выставки сюрреалистов в Киото и Токио (1937).

     "Удостоверение личности сюрреалиста" (октябрь 1942, США).

     Сюрреалистическая выставка в галерее Маг  (Париж, 1947).

     Выставка "Символизм и сюрреализм"  (Краков, 1958).

     Выставка "Сюрреализм и фантастическое искусство" (Сан-Паулу, 1965).

     Сюрреалистическая выставка "Принцип наслаждения" ("Princip slasti",       Прага, апрель 1968).

     Выставка "Сюрреализм в Европе" (Кёльн, 1969).

     Выставка "Чудесная красота" (Чикаго, 1976).

    

     В 1942 г. А. Бретон публикует "Пролегомены к Третьему Манифесту Сюрреализма или нет".

     С 1940 г. по 1966 г. публикуется "Антология чёрного юмора" Андре Бретона - воплощение сюрреалистического юмора.

    

       По образцу французской группы сюрреалистов создаются сюрреалистические объединения в Румынии, в Чехословакии, в Бельгии, в Югославии, в Италии, на Канарских островах, в Мексике, в Японии ( в частности, в Токио Яманака основывает сюрреалистический журнал), на Гаити, в Южной Америке, в Скандинавии.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Louis Aragon, Théodore Fraenkel, Paul Eluard, Clément Pansaers, Emmanuel Fay;(centre) Paul Dermée, Philippe Soupault, Georges Ribemont-Dessaignes;

(bas) Tristan Tzara, Céline Arnaud, Francis Picabia, Andre Breton. 1920


     1997 г. - выставка "Сюрреализм и любовь" (Париж, Павильон Искусств).

     2002 г. - выставка "Сюрреалистическая революция" (Париж, Центр Жоржа Помпиду),

     2013 г. - выставка "L'objet surréaliste" (Париж, Центр Жоржа Помпиду),

     2013 - 2014 г.г. - художественная выставка «Сюрреализм и мечта» (с 8 октября по 12 января, Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы). Наряду с работами классиков сюрреализма: Андре Бретона, Сальвадора Дали, Рене Магритта, Макса Эрнста, представлены картины художников сюрреалистов 2-й и 3-й волны,

             2016 г. - Beinart Surreal Art Sow (Santa Monica, USA).

 

Наследники сюрреалистов 1-й волны:

  • COBRA - альянс бельгийских, голландских и датских художников, архитекторов и писателей (1948-1951),

после распада альянс породил следующие группы: "Фаз", "Имажинистский Баухауз", "Новый Вавилон", "Интернационал ситуцианистов",

  • леттризм (затем - леттристский интернационал) - французское движение (1946-1957),
  • ситуационизм - преимущественно французское движение (1957-1972),
  • группа "Мельмота" (Канада, 1982),
  • движение Эдуарда Жаггера "Фаз" (Канада).

Андре Бретон

Видеоматериалы

"Манифест сюрреализма"

"Dada - Europe after the rain"

Видео "Сюрреализм". Ироничное повествование с элементами чёрного юмора (в пяти частях)

От дадаизма к сюрреализму

Фильм о зарождении сюрреализма

Сюрреализм в развитии

Nusch Éluard (жена Поля Элюара)- муза сюрреалистов

Яндекс.Метрика
Flag Counter
Flag Counter