Сюрреализм в литературе


Столпы сюрреализма, символизма, магического реализма (слайд-ролик)

     Литературные приёмы сюрреализма

 

     Эстетическим идеалом является иррациональный, парадоксальный, абсурдный человек. Существо в высшей степени загадочное и таинственное, начиная с внешности и кончая поведением и результатами деятельности. Это человек со свободным ассоциативным взглядом на мир, который воспринимает мир как единое целое, не разделяя его на живое и неживое, разумное и неразумное. Иррациональный человек является прямым антиподом рационального (техногенного) человека.

     Иррациональный человек жаждет противоречий и стремится к ним как к чему-то положительному и привлекательному. Загадочность иррационального человека проявляется в иррациональности его поведения, во многом определяемого абсурдной реальностью.

    Излюбленной стилевой фигурой сюрреалистов является метафора, возникающая от случайного молниеносного притяжения различных языковых конструкций.

      

Диалог невпопад ("невежливый" диалог) - форма коммуникации иррациональных людей, характерной особенностью которой является тотальная "перпендикулярность" реплик (участники диалога словно не слышат друг друга). Впоследствии диалог невпопад получил развитие у абсурдистов (аскетическая форма сюрреализма).

Разъятые на части ребусы - экспериментальная техника, разработанная чешской сюрреалистической "Группой 32",

"Картины-слова" (peintures-mots, Кристиан Дотремон) - техника, при которой на просвет читается перевёрнутый тыльной стороной лист , что придаёт ему вид китайских письмен; текст предстаёт как зашифрованное прикрытие нерасшифровываемого стихотворения ,

Логограмма (Кристиан Дотремон, от греческого logos - слово и gramma - знак, запись) - техника, при которой "текст, не установленный заранее, набрасывается крайне спонтанно, без оглядки на пропорции, обычную последовательность, с увеличивающимися, растягивающимися буквами (что делает слова плохо читаемыми, чтобы они обрели свою первоначальную материальность); но после этого текст пишется вновь, под логограммой, очень мелкими читаемыми, каллиграфическими буквами (речь идёт о том, чтобы, насколько возможно, и гораздо больше, чем в обычном творческом письме, привести во взаимное движение воображение словесное, поэтическое, нарративное и воображение графическое, материальное",

Сюрреалистический рассказ-сказка (le conte, Бенжамен Пере) - причудливый мир, где сверхъестественная любовь соседствует с крайней жестокостью, мир, наполненный чудесными превращениями фантастических персонажей, похожих на людей, животных... которые действуют наряду с вполне правдоподобными историческим лицами,

Пикто-поэзия (Виктор Браунер) - соединение стихов и графики.

 


Яндекс.Метрика
Flag Counter
Flag Counter